«Таинственная игра» – экранизация одноименной манги Ватасэ Ю. В манге восемнадцать томов, а в аниме – пятьдесят две серии. Вполне соизмеримые размеры? Только не в случае «Таинственной игры». Манга, хотя и немного непоследовательная, если обращать внимание на характеры и поступки, но тем не менее не оставляет после себя такого чувства недоумения - в отличие от аниме. И даже выпущенные позднее OVA не спасают ситуацию, ибо добавляют к сюжету, но не поясняют.

Ватасэ Ю, посвятившая немало времени изучению традиций средневекового Китая, писала мангу «Таинственная игра» под впечатлением от буддисткой философии. Поэтому мир у мангаки получился вполне адекватным, хотя не идеально прорисованным. В аниме нам немного говорят про описание мира, но акценты расставляются иначе. Из классической седзе-истории получилась комедия с элементами драмы. На большее «Таинственной игре» претендовать трудно.

В сюжете все согласно штампам: среднестатистическая девочка-подросток – главная героиня, вокруг нее ватагой бегают парни – на любой вкус, если Вы положительных любите, а ежели нет – пожалуйста, есть и отрицательные в наличии, не ватага, но все-таки. Подружка–соперница, параллельные миры, магия – полный комплект. Не забудем элементы яоя, и аудитория, на которую ориентировались создатели в своем большинстве, четко обозначалась. Все вышеперечисленное не является недостатками, это закономерные черты жанра седзе. Чем же плохо данное аниме? А тем, что ничем особо не хорошо.

Мир? Параллельный нашему – воображаемый мир книги, которая по совместительству является порталом для перемещения между мирами. Вот тут мы и отходим от мифологии – если в «Подозрительной Церере» мифология до конца соблюдалась, то в «Таинственно игре» есть не легенда и ее интерпретация, а своеобразное сочетание мифологии, вымысла и нашего мира. Это низводит очарование традиции, культуры, родившей миф, до вымысла автора, пусть гениального, но не отточенного веками. Таким образом, видим мы просто параллельный мир, не больше. Связь между мирами должна быть определена и четко обрисована. Дело в том, что жрицами четырех Богов, которым поклоняются жители четырех государств, могут стать только пришелицы из нашего мира. Значит, девушки частенько попадают в гости в мир книги, но об этом можно только гадать. Связь через предметы также больше по надобности. Надо по сюжету, чтобы связь была – она будет.

Всю жизнь судьба империй зависит от богов. И эти боги отнюдь не против понаблюдать с небес за сражениями. Отсюда и весь милитаризм. И никому в голову не приходит: что будет, если люди заключат мир? Как отреагируют боги? Никто не хочет изменить существующее положение вещей. Невольно возникает вопрос – насколько возможен прогресс в таком мире? Но он не должен нас волновать, ибо это же мир в книге, он не настоящий – во всяком случае, создается впечатление, что главные героини так в это и не разбираются до конца сериала.

И вот в такой неустроенный мир попадают две подруги. Миака, обычная девушка без особых талантов, и прилежная ученица Юи. Дружат девушки давно, собираются поступать в одно учебное заведение, казалось бы, их отношению друг к другу ничего не грозит. Но не все так просто – стоит между ними встать молодому человеку… И уже не друзья, уже враги. К чему низводится дружбы в сериале становится ясно уже после этих событий.

Дальше - хуже. Вы подумали, что войны – самая большая проблема параллельного мира? Нет! Самая большая проблема – гормональный избыток у мужского населения! И когда появляется девушка из иного мира, все дружно начинают от нее чего-то хотеть. Как парадокс – другая такая же девушка спросом не пользуется. Может быть, Миака (а именно она обретает популярность невиданных размеров) – особенная? Но нет – обычная, все ее отличительные свойства – из-за воспитания в иной среде. Не верится, что во всем древнем Китае не нашлось девушки с похожими качествами. Тогда и у ее подруги Юи есть шанс быть востребованной? Нет. Почему – не ясно. И позиционируется в сериале девушка-обжора, с капризами ребенка и шалостями на уровне детского сада, жестокая в своем себялюбии. Да, Миака именно такая! Но… на самом деле у нее доброе сердце, любящая душа и она готова к самопожертвованию ради мира, друзей и, конечно, возлюбленного… при условии, что Вы это разглядите.

Итак, девушки попали в иной мир, быстро акклиматизировались (настолько быстро, что это вызывает удивление), поссорились и начали военные действия друг против друга. Они, конечно, не шли во главе войск, но способствовали войне. И возникает иногда желание поговорить и все выяснить, но не помогает даже личная встреча. «Таинственная игра» – это результат войны двух девушек за одного мужчину, который не скрывает, что больше всего любит деньги. Вот такая ирония. Нет, этот мужчина, хранитель жрицы Судзаку, коей стала Миака, действительно имеет благородную цель для добычи денег и действительно любит Миаку, но поскольку он выражает это в основном шутками, приколами и еще чем угодно, то поневоле начинаешь сомневаться в искренности его слов. И вот так с прибаутками нас и приводят к первому, но не последнему убийству в сериале. Очень быстро «Таинственная игра» наполняется мрачными моментами. Неожиданно? Да, а еще – незакономерно и непоследовательно. В завершении – все-таки хеппи-энд… Сражение в нашем мире, оживление страждущих и умерших, счастливое воссоединение любящих. Все это настолько умаляет стоимость страданий и несчастий в течение сериала, что непонятно – нужны ли они вообще?

В общем, делать драму со смертями – так делать драму, с этим Ватасэ справилась в «Подозрительной Церере»… А делать комедию – так делать комедию! Такое впечатление, что автор до конца не мог решить, чем будет «Таинственная игра», в результате она получилась ничем…

И еще один сюжетный момент. Девушки явно вознамерились собирать хранителей своих богов – по семь каждая (по числу созвездий – семь спутников жрицы, в которых воплощается сила бога на земле), чтобы вызвать бога, но зачем? Это им надо? Что им до судеб империй? К чему все эти сражения и войны, убийства и оживления? Непонятно. Но идущие к своей цели Юи и Миака не останавливаются.

И вообще - персонажи «Таинственной игры» – ее самый большой плюс, но и самый большой минус. Судите сами – непрописанный мир, непродуманный сюжет… что должно спасать? Герои повествования! И что мы имеем? Главная героиня. Про нее я уже писала, но хотелось бы провести простую параллель. Вспомним Хитоми («Видение Эскафлона») – девочку с похожей судьбой: попав в иной, мир она полюбила. Но Хитоми плачет ночью – хочет к маме, она скучает, она видит цель – вернуться домой. А Миака? Кажется, все происходящее для нее – пикник. И маму не зовет, и вернуться уже не спешит. И школьный учебник по английскому – отмашка авторов, спохватились и пустили тоску в сюжет, но не помогло. Серьезные вещи (изнасилование, предательство и т.д.) воспринимаются Миакой с такой легкостью, что кажется, будто она не способна на серьезные переживания. Миака – самое большое разочарование в «Таинственной игре».

Не намного отстают от нее другие герои. Особенно хотелось бы обратить внимание на передающую смертным волю богов Таицкун. Что надо бабушке, непонятно, но ее действия - не только отрицание логики, но и насмешка над сюжетом – ежели она может помочь, почему не помогает? Видимо, ее забавляет происходящее – тогда почему за ниточки не дергает? Почему-то кажется, что она - главный злодей сериала.

А если герои и имели нормальные черты, то они быстро теряются… Единственный естественно смешной персонаж – гомосексуалист, влюбленный в своего императора – к концу начинает засматриваться на Миаку. Зато в противопоставление им - ряд столь хорошо прорисованных героев, что кажется, будто авторы специально задумали этот резкий контраст.

Монах-убийца, носящий шрам, как воспоминание. Сегун, душащий канареек голыми руками, в детстве изнасилованный императором. Брат Миаки, читающий книгу и переживающий за сестру – маленькая роль, но отличная характеристика.

Есть и неплохие сюжетные составляющие, например, Юи обвиняет главного героя в том, что он всего лишь книжный персонаж. Развить бы эту мысль, поиграть с чувствами и психологией… Описание прошлого многих героев хорошо объясняет их настоящее и раскрывает причины поступков.

С рисовкой – дело обычное. Достаточно качественно, чтобы оценить выше среднего, но не больше. Проблемы с динамикой, не как в «Вайс», но все же. Красиво оформлены костюмы, неплохие задние планы – природа, небо, море. Крупные кадры тоже иногда притягивают внимание: букет цветов, завязки на платьях, волосы, браслеты. В целом – получатся очень даже неплохая картина. В восприятии персонажей их внешний облик играет маленькую роль, большинство – похожи и мало индивидуальны (хотя, если учитывать количество фансервиса – капли, иероглифы, сопоку, какая тут индивидуальность?). Но есть красивые лица – тот самый монах без маски, Юи и хранительница бога Сэрю (его жрица Юи) Сой. И они так красивы, что легко прощаются все недоделки. Видно – люди старались, за одно это – огромное спасибо.

Единственный плюс музыки, отличающая черта – этнические нотки во многих темах, все-таки мир альтернативного средневекового Китая. Многие любители «Таинственной игры» не выделяют ее музыку, а воспринимают только как часть сериала. Это наводит на двоякое объяснение – либо музыка так плоха, что только в контексте сериала чего-то стоит, либо она так хорошо вписывается в сериал, что неотделима от него. Что происходит в данном случае – решать Вам.

В целом, неплохо. Ориентация на сентиментальность, причем подростково-женскую. Сюжет ускользает за морем эмоций, но в этом своеобразие «Таинственной игры». Если не вглядываться, не копаться, открыть глаза только для восприятия рисунков, а разум – только для чувств, изображенных в сериале, тогда смотреть надо обязательно. Иначе просто нет смысла тратить такое количество времени…